Не так давно умение разбираться в вине в нашей стране стало цениться больше, чем способность подобрать галстук и сорочку к костюму. К тому же это прекрасная тема для светской беседы. Хотя разобраться в многообразии хороших вин сейчас совсем не просто — ведь на любителей вина уже работает целая индустрия.

Люди во всех странах настроены на получение удовольствия, которое дарит вино. Им нужна надёжная информация, которой они могли бы доверять. Источниками таких знаний являются, прежде всего, винные рейтинги, которые за достаточно короткий срок прошли путь от популярности до власти над рынком. Их оценки стали влиять на цену вина, а в некоторых случаях и на судьбу марки.

Составление винных справочников давно уже стало серьёзным бизнесом, на закупку вин для оценки отводятся солидные бюджеты, а сами издания становятся настольными книгами для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к вину. Наиболее влиятельные издания в мировой индустрии вина — журналы The Wine Advocate, Wine Spectator, а также винный путеводитель Hachette.

Адвокат для вина

Robert Parker — культовая фигура в мировой винной критике. Его оценки часто определяют ценообразование на мировом рынке вина. Интерес Роберта М. Паркера к вину зародился в 1967 году во время рождественских каникул в Париже. Примечательно, что в семье Паркеров никогда не пили вина. Потому, возможно, унаследованное от отца невероятно острое обоняние подтолкнуло Роберта к дальнейшим изысканиям.

В 1978 году Роберт М. Паркер, молодой адвокат из города Монктон, штат Мериленд, впервые едет со своей женой в Бордо. С тех пор каждую весну во время недели un primeur Паркеры отправлялись в Бордо, а вскоре Роберт был готов к выпуску первого номера The Wine Advocate, в котором освещались новости винного рынка. Сегодня у The Wine Advocate 50 тысяч подписчиков в более чем 40 странах.

Ежегодно на дегустацию к Паркеру попадает около 5000 вин. Определение качества напитка даётся в его возрастном апогее. Вина оцениваются по сто балльной шкале с учётом внешнего вида, органолептических параметров, производимого впечатления, а также потенциала для дальнейшей выдержки. При этом эксперт предполагает, что оценки вина со временем могут измениться — в этом случае добавляется «+», который свидетельствует о существующем потенциале развития качеств.

В рейтинг попадают вина, набравшие 50 баллов и больше. Оценки распределяются следующим образом:
· 50-60 – вина уровня ниже среднего;
· 61-70 – среднего, вполне приятные, но не слишком утонченные, сложные и без желаемой глубины;
· 71-84 – хорошие;
· 85-89 – очень хорошие, рекомендованные для коллекционирования;
· 90-95 – замечательные;
· 96-100 – исключительные.

Robert Parker первым в мире применил такую комплексную, развернутую оценку вина. Результатом его непрерывных исследований стали также книги о винах Бордо, Бургундии, Долины Роны и Прованса, а в 1987-м вышло в свет первое издание Parker’s Wine Buyer’s Guide, который стал настольной книгой почти каждого, кто хоть сколько-то разбирается в вине. Часто Паркера обвиняют в предвзятости и фривольности оценок, в чрезмерном внимании к винам Бордо. Критика упрекают также в возникновении благодаря его влиянию так называемых «паркеризованных» вин – виноделы, в расчете угодить Паркеру, делают свои вина темными с интенсивными танинами, повышенным содержанием спирта и пониженной кислотностью. Можно предположить, Роберту Паркеру вряд ли удалось избежать субъективности, но бесспорный талант дегустатора, тонкое умение чувствовать удачный винтаж отразились в целом на винной культуре современности.